О праве на общественный контроль

общественный контрольВ соответствии со ст.ст. 45, 46 Закона РФ «О защите прав потребителей», общественные объединения (организации) потребителей при осуществлении своей деятельности вправе:

1. Самостоятельно определять форму[1] осуществления общественного контроля, который может проводиться в виде как непосредственно общественного контроля, так и мониторинга, опроса, систематического наблюдения и т.п.


2. Проводить мероприятия общественного контроля:

- за соблюдением продавцами (изготовителями и т.д.) обязательных требований, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей;

- за соответствием товаров (работ, услуг) обязательным требованиям, обеспечивающим безопасность товаров (работ, услуг) для жизни и здоровья потребителей, окружающей среды;

- направленные на предотвращение действий продавца (изготовителя и т.д.), вводящих потребителей в заблуждение;

- направленные на предотвращение причинения продавцами (изготовителями и т.д.) вреда имуществу потребителей.


3. Требовать от продавцов (изготовителей и т.д.) представление документов (выполнение действий), обязанность представления (выполнения) которых по требованию потребителей установлена законодательно, в частности ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей», Правилами продажи отдельных видов товаров, иными нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей.


4. Фиксировать документально факты, свидетельствующие о нарушении прав потребителей, путем оформления/заполнения бланка общественного контроля, ведения фото и видеосъемки, осуществления «контрольной» покупки товаров (услуг).


5. Уведомлять продавца (изготовителя и т.д.) в письменной форме о результатах общественного контроля, о нарушениях законодательства в сфере защиты прав потребителей, выявленных в его ходе, предлагать добровольно устранить эти нарушения.


6. Предъявлять иски о нечинении препятствий в осуществлении общественного контроля в случае получения отказа в его проведении от продавца (изготовителя и т.д.).


7. Предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий продавца (изготовителя и т.д.) в отношении неопределенного круга потребителей.


8. По своей инициативе привлекать орган государственного контроля (надзора) к участию в деле для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей.


9. Направлять в орган государственного надзора (Роспотребнадзор) и органы местного самоуправления информацию[2] о фактах нарушения прав потребителей, выявленных в ходе общественного контроля:

- о не соблюдении продавцами (изготовителями и т.д.) обязательных требований, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей;

- о не соответствии товаров (работ, услуг) обязательным требованиям, обеспечивающим безопасность товаров (работ, услуг) для жизни и здоровья потребителей, окружающей среды;

- о действиях продавца (изготовителя и т.д.), вводящих потребителей в заблуждение; 

- о предотвращении причинения продавцами (изготовителями и т.д.), вреда имуществу потребителей.

10. Требовать от органа государственного надзора (Роспотребнадзора) и органов местного самоуправления проведения проверки фактов, выявленных в ходе общественного контроля, и принятия в случае их подтверждения мер по пресечению нарушений прав потребителей.


11. Распространять информацию (в том числе через СМИ) о результатах общественного контроля[3], если она будет способствовать реализации прав и законных интересов потребителей.


12. Вносить в органы Прокуратуры материалы о привлечении к ответственности лиц, осуществляющих производство и реализацию товаров (выполнение работ, оказание услуг), не соответствующих предъявляемым к ним обязательным требованиям, а также нарушающих права потребителей, установленные законами и иными нормативными правовыми актами РФ.


13. Вносить в органы Прокуратуры и федеральные органы исполнительной власти материалы о привлечении к ответственности лиц, осуществляющих реализацию товаров, услуг не соответствующих предъявляемым к ним обязательным требованиям, а также нарушающих права потребителей, установленные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. 



ЧИТАТЬ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ

Правовое обоснование подробнее >>>  (в формате .pdf)

 Общественный контролер - что он может, а что нет, как себя с ним вести 




[1] Во избежание споров о правомерности проведения общественного контроля в той или иной форме целесообразно избегать конкретного именования мероприятия, ограничиваясь указанием на общее понятие общественного контроля. С учетом этого должны оформляться все сопроводительные документы (направление на проведение общественного контроля, бланк общественного контроля и т.п.).

[2] Форма представления информации законом не регламентирована. В силу п. 1 ст. 2 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (ред. от 06.04.2011, с изм. от 21.07.2011) информация - сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.

[3] Публикуемые общественными объединениями потребителей результаты сравнительных исследований качества товаров (работ, услуг) не являются рекламой.



ЕЩЕ БОЛЬШЕ ПОЛЕЗНОЙ ИНФОРМАЦИИ

 В НАШИХ АККАУНТАХ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ:

ОПР в социальных сетяхстраница в ФейсбукеОПР в социальных сетях

НА НАШИХ САЙТАХ:

АИП ОСОКАинтернет издание ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЯПроект "Знак качества"