Все рынки Подмосковья будут цивилизованными.

Все рынки Подмосковья будут цивилизованными.

Все мы ходим на рынки – продуктовые,   строительные, вещевые. И, безусловно, замечаем, что многие из них обретают более цивилизованный вид, чем это было еще год-два назад, – располагаются в   просторных, чистых помещениях, оборудованных всем необходимым для профильной   торговли. Скоро, утверждает министр потребительского рынка и услуг Московской области Екатерина Семенова, такими будут все рынки Подмосковья. Этого требует   Федеральный закон № 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в   Трудовой кодекс Российской Федерации». О том, что ждет рыночную торговлю после вступления с 1 января 2013 года  закона в   полную силу, Екатерина СЕМЕНОВА рассказала обозревателю «Подмосковья» Алексею   ПЕТРЕНКО.

 


– Екатерина Юрьевна, какой   смысл ваше ведомство вкладывает в понятие «розничный рынок»?


– Определение прописано в 271-м Федеральном законе  «О розничных рынках». Розничный рынок – это   имущественный комплекс, предназначенный для осуществления деятельности по   продаже товаров на основе свободно определяемых цен и имеющий в своем составе   торговые места. Рынки подразделяются на универсальные и специализированные. Специализированные рынки, в свою очередь, могут быть сельскохозяйственными и   сельскохозяйственными кооперативными.



Вообще рынок – прежде всего исторически сложившийся торговый  объект. Изначально он был предназначен для торговли сельхозпродукцией. 



И представлял собой место, где производители реализовывали товары   продовольственной группы на неразграниченных торговых площадях. Однако за   последние 20 лет понимание рынка было сильно искажено. Если вы на улице попросите  обычного горожанина привести пример рынка, он   сразу  скажет вам – «Черкизон»,   «Лужники»,  упомянет еще пару-тройку   строительных «развалов». А ведь все это не рынки. Это незаконная,   несанкционированная торговля. Это антисанитария и отсутствие гарантий качества.   Это нарушение миграционного законодательства.



– Поэтому с 2013 года в  регионе  и начали закрывать многие рынки?



– С 1 января вступил в действие  271-й Федеральный закон. С этого года все рынки должны соответствовать   требованиям, которые прописаны в федеральном законодательстве. Главное условие   – они должны размещаться в стационарных зданиях и сооружениях. Шесть лет назад   закон был подписан президентом. Управляющие компании розничных рынков имели   достаточно времени для того, чтобы привести рынки в соответствие с требованиями   федерального законодательства.



– С какими проблемами столкнулось правительство Московской области в связи со вступлением новых правил рыночной торговли?



– Половина подмосковных рынков оказалась не готова к вступлению в силу новых требований федерального законодательства. В этом плане наш регион не   отличается от других. Другое дело, что есть добропорядочные управляющие   компании, которые до принятия санкций объявили о добровольном закрытии. С 1   января 22 рынка в Московской области были закрыты в добровольном порядке. Не у   всех хватает сил и мужества для добровольного отказа от стабильного, чаще всего   теневого заработка. 



Проблему розничной рыночной торговли я бы разделила на три части. Первая   – это рынки, которые юридически являются таковыми, у них есть действующее   разрешение,  но де-факто они не отвечают   требованиям 271-го ФЗ. Вторая –   стихийные рынки. Согласно данным мониторинга Министерства потребительского   рынка и услуг, на 1 февраля на территории Московской области функционировало 116 стихийных рынков. Работа по их выявлению продолжается. Третья проблема –   несовершенство федерального законодательства, которое  не позволяет нам в досудебном порядке   приостанавливать деятельность розничных рынков. 



– Какие меры для решения этих проблем уже приняты?



– При поддержке и по инициативе врио губернатора Московской области  Андрея Воробьева при правительстве Подмосковья была создана областная   межведомственная комиссия по вопросам розничных рынков. На сегодняшний день она   рассмотрела 75 рынков, расположенных на территории пяти муниципальных   образований. Решениями МВК установлено: 7 рассмотренных рынков соответствуют   требованиям законодательства, 17 – частично соответствуют, 37 – не   соответствуют, но находятся в стадии реконструкции, 9 – не соответствуют и   намерены прекратить деятельность, 5 – не соответствуют, но меняют специализацию   на сельскохозяйственную.



Основная задача МВК –   регулирование деятельности уже действующих рынков. Фактически мы выполняем   работу над ошибками, которые накопились за прошлые годы.  Чтобы   рынки изначально открывались только по правилам и только в соответствии   с потребностями жителей Подмосковья, Министерство потребительского рынка и услуг разработало  ряд поправок в законодательство Московской области. Если до 2013 года разрешения на розничную рыночную торговлю были полностью отданы на откуп муниципалам, и мы с вами видим результаты такого единоличного принятия решений,  то с февраля этого года правительство непосредственно   участвует в процессе принятия решения об открытии новых рынков.   Постановление о выдаче разрешения выносится только по итогам проверки и только   тем рынкам, которые вошли в План розничных рынков Московской области. 



– Рыночная торговля станет плановой розницей?



– Да! Невозможно работать в системе, в которой нет правил и нет   ответственности за соблюдение этих правил. Сегодня разработана программа   развития розничной торговли на территории Московской области, в которой  есть место для всех форматов – от ярмарок до   нестационарных объектов. Главная задача – торговля не должна быть однобокой и   одноплановой. Не должно быть принципа «здесь густо, а там пусто». Торговля должна подстраиваться под жителей Московской области, пытаться  делать их жизнь максимально комфортной и   удобной.



– По плану, утвержденному правительством   Московской области в 2007 году, на территории Подмосковья предполагалось
создать 292 рынка. В 2011 году их насчитали 259, в 2012-м – 212.  Сколько же на самом деле нужно розничных рынков?



– С одним из профильных институтов мы провели исследовательскую работу и определили, что у Подмосковья есть реальная потребность в 443 розничных рынках.   Обосновали, в каком муниципальном образовании и какие рынки должны быть, рассчитали площади, которые они могут занимать – в зависимости от числа   жителей, которые там проживают. В небольших поселениях, как мы считаем, хватит   и 300 квадратных метров, в городах с населением свыше 100 тысяч человек – 16   тысяч квадратных метров. Эти данные свели в специальную таблицу, которая после   утверждения ее правительством Московской области будет доступна  на сайте министерства.



– Реорганизация рыночной торговли неизбежно вызовет и сокращение рабочих мест в этой сфере. Об этом подумали?



– Безусловно. Я уже говорила, что, прежде чем приступать к реформам, мы провели исследование. Один из его выводов – в Подмосковье должно быть несколько унифицированных торговых форматов. Два главных социальных формата – ярмарки и нестационарная торговля. Мы планируем организовать сезонные сельскохозяйственные ярмарки – весной, к примеру, продавать саженцы и семена,   осенью – плоды фермерского или иного   сельскохозяйственного труда. Первая тематическая ярмарка, ее поручил   провести Андрей Воробьев, будет посвящена Масленице и пройдет в Мытищах. Думаю,   востребованной станет книжная ярмарка, на которой могут выставляться не только новинки литературы, но и раритеты, проводиться презентации авторов, новых книг.



Кроме того, продавцы и предприниматели могут перейти на торговлю в нестационарных объектах – павильонах и киосках. Их количество в Подмосковье значительно вырастет. Если в прошлом, 2012 году таких объектов в области было 11 тысяч, то сейчас, на переходный период, пока идет реализация «рыночной» программы и многие розничные рынки закрываются, планируем установить еще 35 тысяч. Такие павильоны и киоски будут отличаться единым архитектурно-планировочным стилем, чтобы не портить исторически сложившийся облик поселений, а их стоимость будет варьироваться от 300 до 500 тысяч рублей. Приобрести их можно будет в том числе в лизинг, в рамках программы по поддержке малого и среднего предпринимательства, реализуемого в Московской области. 



Что касается стационарной торговли, предпринимателей в данном случае могут заинтересовать мини-маркеты. Небольшие магазины шаговой доступности, потребность в которых в Подмосковье большая – не менее 3300. Мы с коллегами из Министерства строительного комплекса и  ЖКХ уже подготовили нормативы, которые предполагается включить в общий нормативный план по созданию, назовем их так,  матриц жилых микрорайонов. В них, кроме детского сада, школы, поликлиники, должны быть магазины шаговой доступности, предприятия по ремонту, пошиву, химчистке одежды, кафе, столовые, автомойки.
Таких услуг, которыми жители Подмосковья пользуются постоянно, около 12 видов.   Они должны присутствовать в матрице жилого района. И создавать рабочие места.



– Найдется ли на таких ярмарках, да и вообще на розничных рынках, место  индивидуальным производителям продукции –
дачникам, пенсионерам, для которых продажа того, что породил их огород, – немалая прибавка к семейному бюджету?



– Этот вопрос задают часто. Я всегда отвечаю так: мы живем в цивилизованной стране, в которой есть законы, и их  надо исполнять. Вне зависимости от того,   какой  у гражданина возраст, каков состав   семьи и какие в ней проблемы. Если человек ведет предпринимательскую   деятельность, он должен быть зарегистрирован в установленном порядке. Ничто не   мешает ему подать уведомление в органы муниципальной власти о том, что он хочет   зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя и собирается   вести торговую деятельность. Тем более что наша область – одна из первых в   стране, которая приняла все 49 патентов, разработанных Минэкономразвития   России. Это достаточно простая форма организации предпринимательской   деятельности, беззатратная с точки зрения ведения бухгалтерии. Считаю, что с ее   помощью удалось снять любые административные барьеры для любых микробизнесов. 



– И все же вряд ли реформа рыночной торговли, о которой мы говорим, навсегда избавит нас, простых  покупателей, от всех ее нынешних бед – перекупщиков, контрафакта, обсчета, обвеса… Как будете бороться с ними?



– Наказывать, в том числе и рублем. Совместно с депутатами Мособлдумы мы внесли изменения в областной закон о штрафах при  административных правонарушениях именно в   сфере потребительского рынка. Раньше, к примеру, полицейские или сотрудники других надзорных органов могли оштрафовать индивидуального предпринимателя,   нарушающего закон, на 500 рублей. Потеря такой суммы не гарантировала, что   торговая точка на следующий день не возобновит свою работу. Как только закон   будет принят, а это должно произойти уже в начале весны, штрафы за нарушение   законодательства в области поднимутся до федерального уровня – до 150, 350 и   даже до 500 тысяч рублей, в зависимости от характера правонарушения. Это будет   служить сильным мотиватором для тех недобросовестных предпринимателей, которые   на сегодняшний день не готовы выполнить требования Федерального  закона «О розничных рынках и о внесении   изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации». 



– Может, напоследок обозначить основные задачи развития розничной торговли и потребительского рынка Подмосковья?



–  Основной тренд – работа по выполнению программы среднесрочного развития Московской области «Наше Подмосковье. Приоритеты развития», предложенной главой региона Андреем Воробьевым. Налоги должны платиться по месту получения дохода, рынки должны   полностью соответствовать требованиям федерального законодательства, выйти из   тени и платить налоги. Приоритет при приеме на работу должен отдаваться местным   жителям. Сфера торговли должна стать площадкой для сбыта местной продукции,   платформой для развития подмосковного предпринимательства и фермерства.


Ежедневные новости Подмосковья 



27.02.2013

ЕЩЕ БОЛЬШЕ ПОЛЕЗНОЙ ИНФОРМАЦИИ

 В НАШИХ АККАУНТАХ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ:

ОПР в социальных сетяхОПР в социальных сетяхОПР в социальных сетях

НА НАШИХ САЙТАХ:

Объединение потребителей России АИП ОСОКАинтернет издание ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЯПроект "Знак качества"